Отправить заявку

Проблемы инноваций в нефтегазовой отрасли. Возможно ли разрешение проблем в России?


Ответ. В настоящее время — нет. Отечественные инновации не нужны.

В развитых странах подрывные инновации представляют собой разработку и продвижение изобретений, ноу-хау, которые кардинально меняют ситуацию на рынках, постепенно уничтожая конкурентов нестандартным взглядом на производство товара или услуги. С их помощью малые предприятия могут успешно конкурировать с признанными лидерами рынка. Для них характерна так называемая проактивная  маркетинговая стратегия. Однако в современной России коридор возможностей по практической реализации проактивной маркетинговой стратегии инновационными фирмами весьма узок и имеет высокие барьеры.    Во-первых, для производства, тестирования, доработки опытного образца и создания промышленного образца инновационного продукта  можно обратиться в различные фонды инновационной поддержки, ассоциации бизнес — ангелов и т.п. Главный недостаток этого варианта: долгий, запутанный, высоко рисковый путь к конечному потребителю — крупной нефтегазодобывающей компании, которая отдает и отдаст предпочтение готовым решениям по оборудованию и нефтегазовому сервису иностранным компаниям. Во — вторых, естественным, органичным и практичным вариантом для инновационной фирмы явилось бы обращение с предложением о сотрудничестве к производителю нефтегазового оборудования или к нефтегазосервисной компании, имеющих своих клиентов среди крупных нефтегазодобывающих компаний.  Однако главным препятствием на этом пути является конфликт интересов между российскими инновационными фирмами, с одной стороны  и производителями нефтегазового оборудования и соответствующих услуг, с другой стороны. Этот конфликт выражается в противостоянии двух стратегий: проактивной маркетинговой стратегии, характерной для  инновационных фирм и реактивной маркетинговой стратегии, широко распространенной среди крупных производителей оборудования и соответствующих услуг. Действительно, характерной особенностью российского нефтегазового сектора является преобладание крупных вертикально-интегрированных компаний (ВИК) со значительным государственным участием, которая связана с наличием в нашей стране значительного ресурсного потенциала крупных месторождений углеводородов традиционного типа  и  с возможностью экстенсивного развития в направлении освоения все новых и новых крупных месторождений. В результате сложились устойчивые стратегические установки в развитии, как российского нефтегазового сектора, так и в деятельности крупных отечественных ВИК: преимущественная ориентация на потенциально эффективные крупные проекты. В этих условиях российские крупные нефтегазовые компании традиционно формируют значительный по объему и разнообразию спрос на готовые массовые, стандартные индустриальные решения к производителям оборудования. Естественными партнерами для крупных российских ВИК (мировых лидеров в нефтегазодобыче) в настоящее время являются другие мировые лидеры — крупные иностранные компании, предлагающие готовые решения по оборудованию, сервису, инновациям. Сложившаяся практика и стратегические установки российских нефтегазовых ВИК жестко диктуют свои требования к отечественным производителям нефтегазового оборудования и закрепляют у них ярко выраженную реактивную маркетинговую стратегию: делать то, что требуется сегодня, здесь и сейчас. Отечественные инновации просто не нужны. В результате, сформулированный выше конфликт интересов между инновационными фирмами (проактивная маркетинговая стратегия) и производителями оборудования (реактивная маркетинговая стратегия) сохраняется и является труднопреодолимым барьером на пути продвижения инициируемых «подрывных» инноваций.

Примечательно, но среди партнеров Тюменского технопарка (это характерно и для других технопарков России) практически отсутствуют компании реального сектора российской экономики. Такое явление весьма симптоматично и свидетельствует о конфликте интересов. С одной стороны, институты поддержки на региональном и федеральном уровне стремятся простимулировать инновационный процесс, и распространить его на реальный сектор экономики. С другой стороны, компании реального сектора российской экономики не считают значимыми и важными для своей практической деятельности инновационные импульсы, ростки, генерируемые, создаваемые в большинстве российских технопарков. Для разрешения указанного конфликта необходимы такие системные изменения в инфраструктурной и институциональной среде, которые сгенерировали бы у различных компаний реального сектора мощную мотивацию    к решению среднесрочных и долгосрочных задач своего бизнеса на инновационной основе. В свою очередь такая мотивация сформировала бы устойчивый спрос на оригинальные, ассиметричные, прорывные инновационные решения по всей цепочке организаций-партнеров, представляющих родственные и поддерживающие отрасли.

(По  материалам статьи:  Вакулин А.А., Черкашов Е.М., Михеев В.А.

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПОДРЫВНЫХ ИННОВАЦИЙ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Нефтегазовое дело. 2017. Т. 15. № 1. С. 198-203.)